Изменение климата печалит американское издание The Washington Post, особенно, из-за тех перспектив, которые таяние льдов на Крайнем Севере несет в себе для нашей страны:
«Новая Арктика» может стать благом для некоторых стран, начиная с России.
Разумеется, речь идет про новую роль, которую постепенно начинает играть Северный морской путь. СМП – кратчайший водный путь из Европы в Азию. Пока он судоходен несколько месяцев в году, но, благодаря переменам в климате, ледяной покров Арктики тает все сильнее, и пробиваются новые коридоры для морского транспорта. Навигация по ним опасна, но дает существенный выигрыш по времени.
Гипотетически, со временем Северный морской путь может составить конкуренцию Суэцкому каналу, что пойдет на благо России, поскольку большая часть СМП находится в ее особой экономической зоне. Наша страна обладает уникальным ледокольным флотом и сможет получать прибыль от навигации и проводки через льды. Как известно, компания «Роснефть» возводит в Приморье судоверфь «Звезда», на которой будет строить суда ледового класса и собственные ледоколы с прицелом именно на СМП.
Не дремлют и зарубежные транспортные компании. Датская Venta Maersk в тестовом режиме отправила по самой северной водной артерии свой контейнеровоз ледового класса с грузом рыбы. Китайская Cosco Shipping уже провела через Северный морской путь свой транспорт из Азии в Европу. Подумывают об использовании СМП и в Японии. Есть ли у России реальный шанс создать собственную альтернативу Суэцкому каналу?
Чтобы понять масштаб задачи, необходимо обратиться к цифрам. Через СМП в прошлом году прошло грузов общим весом чуть более 10 миллионов тонн, через Суэц – более 1 миллиарда тонн. Суэцкий канал обладает такими конкурентными преимуществами перед СМП, как круглогодичность и развитость всей прилегающей инфраструктуры. Его явным минусом является опасность пиратских нападений и необходимость страховать суда и грузы, а также нанимать серьезную вооруженную охрану, что означает дополнительные издержки.
Северный морской путь свободен от темнокожих гангстеров на катерах с автоматами, но перевозчикам приходится нести расходы с ледокольной проводки, на которую рассчитывает Россия. Заявленное время движения судов меньше, но из-за непредсказуемости ледовой остановки ставки у страховщиков по контейнерным перевозкам становятся высоки. В отличие от Суэца, инфраструктура российского Севера слабо развита. Если иностранные грузовозы будут использовать Северный морской путь без захода в российские порты, то и экономической пользы от этого стране будет ноль.
Получается так, что потенциал у СПМ есть, и он достаточно велик. Но, чтобы раскрыть его, понадобятся огромные инвестиции в порты, склады, дорожную сеть, а следом за этим в разработку северных месторождений и проч. Со временем российский Север из малонаселенной промерзшей глухомани может стать значимой частью глобальной экономики, забрав часть транзитных потоков у Суэцкого канала, однако, произойдет это не в одночасье.