Сергей Александров
Вторая мировая предельно наглядно доказала (если это ещё кому-то требовалось), что успех боевых действий определяют не единичные — пусть лучшие — образцы вооружений, а вал массовой продукции, освоенной промышленностью и войсками. Стремление заказчика и производителя унифицировать всё, что можно и нельзя, вполне объяснимо, но далеко не всегда реализуемо — ведь задачи даже сходных образцов вооружений могут быть разными. И нужно очень точно выбрать размерный ряд, разделив образцы по какому-либо параметру, чтобы получить желаемую разницу характеристик, максимально унифицируя агрегаты и технологии...
Применительно к противотанковым ракетным комплексам такую задачу впервые поставили и решили в тульском КБ приборостроения под руководством А.Г. Шипунова при создании второго поколения противотанковых ракет.
Решение о разработке нового поколения ПТРК было принято сразу после принятия на вооружение первых образцов этого оружия, поскольку ещё в ходе их разработки выяснились его недостатки (ручная система управления и неудобство эксплуатации во фронтовых условиях), на устранение которых требовалось время (которого, как всегда, не было).
Достаточно быстро решили, что у нового оружия будет полуавтоматическое наведение. Оно потребовало максимально приблизить прицельный комплекс и пусковую установку, что исключило старт ракеты на своём двигателе — можно покалечить оператора и наверняка разворотить прицельную станцию. Так появился транспортно-пусковой контейнер, из которого снаряд выбрасывался специальным зарядом. Эти решения стали типовыми и для систем третьего поколения.
Масса боевой части определялась заданной бронепробиваемостью (для чего разведка установила толщину брони танков потенциального противника). Но вот на какую дистанцию её нести?
Шипунов пришёл к выводу, что армии нужны ПТРК трёх групп, различающихся по дальности. Первые должны быть прежде всего рассчитаны на переноску солдатами, а вот большая дальность им не нужна, достаточно 1,5-2 км — дальше на поле боя всё равно не видно! Вторые можно и носить, но в основном они должны устанавливаться на лёгких машинах — истребителях танков (броневики, джипы...), ими же следует довооружать БТР, БМП, может быть — вертолёты. Им нужна дальность 4-5 км. Наконец, третья группа предназначена для вооружения прежде всего армейской и фронтовой авиации и должна иметь дальность 8-10 км и более. Понятно, что третья группа по своим техническим параметрам значительно отличается от первых двух, и говорить об их унификации не рационально. Первая же и вторая могут отличаться незначительно...
Последнее утверждение было подтверждено практикой: параллельно ПТРК первой группы «Фагот», используя те же конструктивно-технические решения, в КБП создали и ПТРК 2-й группы «Конкурс» (при разработке он тоже имел музыкальное название «Гобой»).
Внешне ракета 9М113 «Конкурса» была только что помасивнее «фаготовской» 9М111 — на 15 мм «толще» и на 160 мм длиннее. При вдвое большей дальности, чуть большей скорости и той же бронепробиваемости масса выросла меньше, чем на треть. Всё это позволило применить в обеих комплексах один и тот же пусковой станок 9П56. Прицельная система на более дальнем комплексе была, конечно, иной, но она позволяла применять и ракеты от «Фагота». В январе 1974 г. противотанковый управляемый ракетный комплекс 9К113 «Конкурс» был принят на вооружение и стал основой противотанковой обороны мотострелковых полков. Прежде всего, он установлен на боевой машине 9П148 (на шасси БРДМ-2). На ней размещены подъёмная пусковая установка на пять ракет в ТПК, съёмная пусковая установка 9П135, и боезапас (15 ракет 9М113 либо 10 9М113 и 10 9М111). Расчёт 7-тонной машины — два человека.
До четырёх «Конкурсов» входят в боекомплект БМП-1П и БМП-2, можно их разместить и на боевых машинах десанта, но — по одному.
Дальность и точность стрельбы, мощность БЧ позволили рассматривать «Конкурс» не только как противотанковое оружие, но и как высокоточное средство разрушения фортификационных сооружений, даже не дополняющее, а заменяющее традиционные орудия!
Как и другие образцы такого оружия, «Конкурс» поставлялся и поставляется зарубежным заказчикам, а в середине 1990-х (через 20 лет после принятия на вооружение!) лицензия на его производство была продана Ирану. О боевом применении комплекса средней дальности известно крайне мало, возможно — его путают с «Фаготом»...
Однако случилось так, что сразу после принятия на вооружение ракеты 9М113 устарели — потенциальный противник начал оснащение танков так называемой «реактивной бронёй». Динамическая защита разрушает кумулятивную струю ещё «на подходе» к корпусу машины. Потребовалось время на поиск «противоядия». Таковым оказалась тандемная боевая часть из двух (а позднее и трёх) кумулятивных зарядов, первый из которых «ловил» динамическую защиту, а второй уже пробивал обычную броню.
Остальные элементы комплекса изменились мало, а вот ракету пришлось переделывать. Дополнительный кумулятивный заряд разместили в самом носу. За ним — рулевые машинки, причём для их привода использовался не сжатый газ, запасённый на борту, и не электрический ток, а набегающий поток воздуха, направляемый через специальный лобовой воздухозаборник. Масса ракеты 9М113М выросла ещё на 2 кг, зато бронепробиваемость - более чем вдвое, при гарантированном преодолении динамической защиты первого поколения.
Обновили приборы наведения. Тепловизионный прибор 1ПН86-1 «Мулат» сделал комплекс всесуточным (правда, ночью дальность уменьшается до 2,5 км). Штатно предусмотрена возможность стрельбы по вертолётам и плавсредствам, стрельбы с плывущей амфибии. Разумеется, сохраняется возможность стрельбы ракетами 9М111 всех модификаций и 9М113.
Модернизированный «Конкурс-М» принят на вооружение в 1991 г., и сегодня считается вполне удовлетворяющим требованиям современного боя. По совокупности свойств его относят уже к «поколению 2,5». Более совершенные системы этого класса в нашей стране есть, но их всё ещё слишком мало...
1 — аэродинамические рули;2 — кумулятивная боевая часть;3 — твердотопливный двигатель; 4 — сопло; 5 — крылья;6 — гироскопический блок системы управления;7 — батарея;8 — катушка с проводом;9 — источник излучения