ТРОИЦК  Press

общественно-политический бюллетень

Недобитый Боинг. 20 апреля 1978 года


20 апреля 1978 года Боинг-707 южнокорейской авиакомпании KAL выполнял рейс № 902 со 100 пассажирами на борту по маршруту Сеул—Париж через Северный полюс и Скандинавские страны, но, изменив обычный курс, повернул в сторону СССР. Наши ПВС обнаружили его еще на подлете, километров за 300 до границы на высоте 9000 метров. В 21 час 19 минут самолет-нарушитель пересек государственную границу в районе Мурманска и стал углубляться на территорию Кольского полуострова. Отмечу, что определить гражданский это самолет или военный не было возможности. На запросы экипаж не отвечал, на сигналы не реагировал. Можно было определить только базовый тип самолета Боинг-707, но на его основе было создано несколько американских военных самолетов: КС-135, С-135, ЕС-135 и даже знаменитый АВАКС.


Посадили же самолет с помощью последовательных действий трех пилотов самолетов типа Су-15: сначала в 21 час 42 минуты лётчик 365-го иап капитан Александр Босов выпустил по Боингу тепловую ракету ближнего боя Р-60 с головкой самонаведения ТГС-60 Комар. Босов хотел попасть не в фюзеляж, а в крыло самолета, и это ему удалось. Самолет начал терять высоту, снижаясь по спирали. В это время на экранах РЛС появилась отметка новой цели, которая наземными службами была принята за крылатую ракету. На ее уничтожение в воздух поднялся наСу-15 летчик Сергей Слободчиков. Он нашел и уничтожил цель ракетой с радиолокационным прицелом. Как выяснилось, Слободчиков атаковал на высоте 6—7 тысяч метров оторванную взрывом предыдущей ракетыБосова фрагмент левой консоли крыла длиной около трёх метров, которая падала по инерции с большой скоростью.

Между тем подбитый Боинг продолжал лететь, несмотря на частичную потерю аэродинамических качеств и заклинивание одного из четырех двигателей; он хотел спрятаться в Финляндии. Чтобы помешать этому, в воздух поднялся еще один Су-15 во главе с Анатолием Борихановичем Керефовым (ныне его сын является министром финансового ведомства при правительстве Кабардионо-Балкарии. а сам бывший лётчик руководит в Нальчике общественной организацией «Адапа»). Вот он то и заставил нарушителя сесть в 23 часа 05 минут на лёд озера Корпияр около города Кемь в непосредственной близости от посёлка Лохи. Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой. Первым на борт поднялся прапорщик Долбодел. Из числа пассажиров от осколков ракеты погиб один человек. Ещё один умер от изначально неопасных ранений, отказавшись от русской медицинской помощи. Тринадцать человек получили несмертельные ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолётами в Кемь и через два дня отпущены; Боинг 727 авиакомпании Pan Am доставил их из Мурманска в Хельсинки. 

Командир корабля Ким Чангю и штурман Ли Чынсин были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И командир, и штурман обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением лётчиков за пределы Советского Союза. 
В тот раз южнокорейским провокаторам и их американским кукловодам не удалось развить международный скандал - благодаря показаниям корейских пилотов, злоумышленная провокация наших врагов оказалась очевидной, и западная пресса обошла этот эпизод молчанием. Однако спустя пять лет точно такая же провокация повторилась на Дальнем Востоке, и  тогда жертвами американской провокации стали 269 пассажиров.